В Гродно появилась система звуковых информаторов для слабовидящих людей. Её установили на остановке «Автовокзал» и в троллейбусе №11. Новая система позволяет незрячему или слабовидящему человеку с помощью смартфона дойти до остановки и сесть в нужный троллейбус.
Как это работает, узнавала съёмочная группа телеканала «Гродно Плюс».
Ирина Гелда имеет инвалидность по зрению. К трости она привыкла, но для комфортной жизни только этого конечно мало. Говорит, что в Гродно сделали действительно много для слабовидящих людей, которых, к слову, у нас более 2 тысяч. Звуковые светофоры, тактильная плитка – всё это есть. Одна реальная проблема – общественный транспорт. Понять, какой троллейбус подъехал к остановке, практически не реально. И этот вопрос теперь решили. В Гродно впервые появилась звуковая навигационная система «Крокі на гукі» для троллейбусов.
ИРИНА ГЕЛДА, ЖИТЕЛЬ ГОРОДА ГРОДНО:
— Приезжаю я, допустим, вот как сейчас на автовокзал, и запускаю приложение BuzzPoint. Активирую точку, где мне надо. Скажем, остановка. И на остановке срабатывает датчик, который издает громкий сигнал, я могу направляться в эту сторону. Он мне говорит, куда идти. Само приложение – конечно хорошо, но хотелось бы чтобы побольше в городе устанавливали эти оповещатели.
Речевой информатор является частью звукового информатора в троллейбусе и мобильного приложения BuzzPoint. Система, оборудованная на остановке, в транспорте и в приложении работает в общем комплексе, который позволяет ориентироваться человеку.
ВИКТОР ШАРЕЙКО, ДИРЕКТОР ГРОДНЕНСКОГО ТРОЛЛЕЙБУСНОГО УПРАВЛЕНИЯ:
— Первый такой опыт у нас в Гродно. Мы закупили на 10 троллейбусов, которые обслуживают маршрут №11. Это тот маршрут, который связывает автовокзал с микрорайоном Девятовка, где работает и проживает очень много инвалидов по зрению. К сожалению, это оборудование, может быть в связи с тем, что это первый опыт, не совсем совершенно. И наши специалисты и специалисты-изготовители в Минске работают над тем, чтобы повысить надёжность этого оборудования, но это хорошо, что такое начало есть.
Однако только наличия в общественном транспорте специальных систем недостаточно. Прежде всего, человеку требуется попасть внутрь транспорта. Основным недостатком старых автобусов и троллейбусов являются ступеньки, которые не позволяют заехать инвалидной коляске. Новый низкопольный транспорт решил эту проблему. Сейчас на счету у города находится 128 таких автобусов и 70 троллейбусов.
ЛАРИСА ЧЕКЕЛЬ, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ПО ТРУДУ, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРОДНЕНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА:
— В городе Гродно проживает более 19 тысяч людей с инвалидностью. Принимаются городскими властями все силы, чтобы организовать мероприятия по обеспечению безбарьерной среды для инвалидов. Ну и доступность – это основной критерий безбарьерной среды. То есть сделать так, чтобы инвалид по пути следования не имел никаких барьеров. Безбарьерная среда обеспечивается на различных объектах – это и жилфонд и социальные объекты и объекты торговли, общественного питания, образования и ряд других.
В Гродно безбарьерная среда развивается постепенно. Пока, в большей степени, в новых районах. Например, на улице Лидской возле подъездов оборудованы пандусы. В самих подъездах находятся широкие лифтовые кабины для размещения в них инвалидной коляски. Кроме того, там находятся таблички со специальным шрифтом Брайля. Его используют слабовидящие люди.
НАТАЛЬЯ МЕЛЬНИКОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Такой рельефно-точечный шрифт можно заметить на многих административных, торговых и жилых зданиях Гродно. Идея заключается в кодировании букв и символов с помощью выпуклых точек в определённых позициях. Такой код позволяет слабовидящему или незрячему человеку определить, где он находится через считывание букв пальцами.
Впереди у города ещё действительно много задач по созданию безбарьерной среды. Но начало уже положено и сделано для этого достаточно много. Тем более результат стоит своих усилий.
grodnoplustv.by