Сегодня – Всемирный день хлеба.
Сейчас она – мастер смены булочного цеха ОАО «Гроднохлебпром», предприятия, на которое пришла совсем юной девушкой после окончания тогда еще Молодечненского политехнического техникума. Начинала именно в булочном цеху машинистом тестомесильных машин. Потом была машинистом тесторазделочных, расфасовочно-упаковочных машин, пекарем, оператором установки бестарного хранения сырья, пекарем-мастером. И вот вновь трудится в родном цеху, уже мастером смены. Пройдя такой путь, Ирина досконально знает все процессы. А потому легко может помочь и подсказать подчиненным на каждом этапе производства, проконтролировать процесс. Выпуск качественной продукции – это ее ответственность.
Примерно так можно рассказать историю Ирины официально. А если неформально, за чашкой чая, то услышишь в ее словах настоящую поэзию.
– Вы только проснулись, а мы уже отгружаем нашу выпечку в магазины. Чтобы уже с утра свежеиспеченный хлеб был на столах, хлебопеки всю ночь месили, формовали, пекли и упаковывали, – рассказывает Ирина. – Когда-то в детстве в родном Белозерске Брестской области мне нравилось прийти в магазин и взять горячий хлебушек, откусить хрустящую корочку, а дома намазать его маслом. Очень вкусно же!
Помню, мы и дома пекли пироги, булочки. До сих пор свежеиспеченный хлеб и выпечка ассоциируются с теплотой и домашним уютом, семейным благополучием. Наверное, поэтому я и выбрала профессию, связанную с выпечкой хлеба.
Под руководством Ирины трудятся 20 человек. За одну 12-часовую ночную смену они выпекают 8-9 тонн хлебобулочных изделий, несколько меньше, 5-6 тонн, – за дневную смену. Такое распределение нагрузки очень закономерно: чтобы хлеб на нашем столе всегда был свежий, уже в три часа ночи первые партии отправляются покупателям.
В цеху, где трудится Ирина, выпекают батоны, пшеничные хлеба, плетенки, плюшки, булочки бриошь, пироги, караваи и многое другое. Ассортимент зависит от вкусов и предпочтений потребителей.
– Любят гродненцы и гости города наши сдобные батоны. Сколько мы ни пытались предложить по другой рецептуре, не идет. А вот классический батон, который выпускается не одно десятилетие, покупают охотно. Или, к примеру, булочка бриошь. Когда начинали, делали их килограммов 10-20, сейчас уже до 500, в том числе в Россию отправляем, – рассказывает начальник цеха Светлана Потехина.
У Ирины тоже есть свой любимый хлеб – пшеничный «Мультизлаковый» с добавлением овсянки, цельносмолотого зерна пшеницы, пшеничных отрубей. «Там столько полезного!» – говорит женщина и добавляет: «я покупаю только наш хлеб, никакой другой мне не кажется таким вкусным».
Делится Ирина и нюансами процесса, которые знает прекрасно сама и в которые охотно посвящает молодежь. Ведь хочется, чтобы трепетное, практически по-домашнему уважительное отношение к хлебу ценили и передавали дальше поколения гродненских хлебопеков.
– Работа непростая, мы и в ночные смены трудимся. Молодежь, бывает, скептически настроена: тяжело.
– Профессия на самом деле сложная. Недоглядишь, отвлечешься – и тесто плохо поднимется или, наоборот, перебродит. Придешь в плохом настроении – хлеб и вовсе не получится. Поэтому старюсь молодых сотрудников познакомить с процессом, чтобы они прониклись значимостью нашей работы, – рассказывает Ирина о работе с молодыми. И в этом вновь есть что-то семейное: точно так некогда учили премудростям хлебопека и ее саму.
Ведь какими бы современными ни были технологии на гродненском предприятии, какой бы выверенной ни была рецептура (а ингредиенты здесь высчитываются с точностью до грамма), без знаменитого человеческого фактора в хлебном деле – никуда.
– Дрожжевое тесто живое, его надо чувствовать. Не всем дано. Бывает, приходят люди без образования, но начинают месить, печь, и у них получается. А бывает с образованием приходят на работу, но никак не удается им научиться слышать, чувствовать тесто, с точностью до секунды определять, когда его пора сажать в печь…
В этом случае Ирина один на один не оставит. Если уж с тестом никак, помогут перейти на другой участок и вырасти как специалист там.
Есть в булочном цеху и каравайный участок. В свадебный сезон заказов здесь – как успеть. Во время «Дажынак» – тоже. Случалось, делали сразу 80 караваев.
Их заказывают не только на семейные торжества, но и по случаю визита в область почетных гостей. Здесь тоже особая ответственность: каравай ведь делают один, и если вдруг на нем образуются трещины или потеряет форму, все начинать приходится с нуля. Если речь идет о свадебном каравае, так ответственность еще больше, ведь издавна считалось: каким он получится, такой и жизнь молодых будет.
Зато уж как получится вкусным и красивым – просто загляденье. Тем более, у гродненских мастеров есть свой почерк, выработанный годами. Так что они по праву считаются создателями целой каравайной культуры нашего региона.
Ссылки в статье:
[1] здесь: https://grodnonews.by/news/zhizn/my_pechem_khleb_irina_yakubovich_rasskazala_pro_lyubimoe_delo_kotoromu_otdala_pochti_30_let_trudovoy_zhizni.html