Работница одной из сельскохозяйственных организаций Могилевского района получила серьезную травму во время поездки на работу на транспорте предприятия.
На обращение за материальной помощью наниматель ответил отказом. Профсоюзный юрист помог разобраться в ситуации. Итогом стало судебное заседание и решение о выплате почти 50 тысяч рублей.
В августе 2020 года оператора машинного доения Валентину Исаченко (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) подвозили на работу на служебном автомобиле. Такая услуга предоставлялась тем, кому нужно было приехать в хозяйство до начала курсирования общественного транспорта. По дороге водитель должен был забрать еще и других специалистов, но произошло ДТП, в результате которого Валентина получила травму головы.
По заключению МРЭК от 23 февраля 2021 года ей установили степень утраты трудоспособности в размере 60% и III группу инвалидности.
Исаченко написала на имя руководства заявление с просьбой выплатить ей материальную помощь в связи с утратой трудоспособности в результате несчастного случая на производстве. Получив отказ нанимателя, Валентина обратилась в Могилевскую областную организацию профсоюза работников агропромышленного комплекса.
Главный правовой инспектор труда обкома отраслевого профсоюза Петр Грибановский выехал на предприятие и переговорил с нанимателем. Однако тот стоял на своем: несчастный случай произошел не на рабочем месте и не при выполнении работы, а в такой ситуации матпомощь по колдоговору не положена.
И работница была вынуждена подать иск в суд. Профсоюзный юрист помог составить акт о несчастном случае на производстве.
– Коллективный договор хозяйства предусматривает обязательное выполнение нанимателем норм и положений Генерального, тарифного и областных соглашений, – отметил Петр Грибановский. – Согласно тарифному соглашению между Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Белорусским профсоюзом работников агропромышленного комплекса и Республиканским агропромышленным союзом «БелАПС», подписанному на 2019–2021 годы, наниматели выплачивают работникам, утратившим профессиональную трудоспособность в результате несчастного случая на производстве, единовременную материальную помощь в размере среднемесячного заработка за каждый процент потери трудоспособности.
В пункте 1.5 упомянутого документа также говорится: если нормы, льготы и гарантии, прописанные в трудовых договорах (контрактах), коллективных договорах и местных соглашениях, ухудшают положение работников по сравнению с законодательством, Генеральным и тарифным соглашениями, то они являются недействительными.
В результате спор завершился в пользу работницы. Суд постановил выплатить Валентине Исаченко единовременную материальную помощь в размере 49 тысяч 241,40 рубля.
Подготовила Дарья ШЕВЦОВА
Фото Александра ПОБАТА