Номер спасения
Большинство обращений приходятся на вечер или глубокую ночь, когда люди возвращаются с работы и оказываются один на один со своими проблемами. Специалистам-психологам они рассказывают о том, о чем молчат даже с близкими: все, кто набрал этот номер, могут быть уверены в анонимности. Этот же принцип, к слову, распространяется на работников – их имена и фамилии, расположение офиса не раскрываются.
– Количество звонков постепенно увеличивается. В первую очередь это связано с тем, что меняются установки в обществе. Если раньше разговор с «мозгоправом» воспринимался как проявление слабости или признанием собственной «ненормальности», то сейчас люди начинают понимать: в некоторых ситуациях без помощи специалиста не обойтись. Только за последний квартал к нам обратились около 1,3 тысяч человек, – рассказывает руководитель службы Дмитрий Котов (в целях безопасности имя и фамилия собеседника изменены. – Прим. 1prof.by).
Социальный портрет обратившегося составить сложно. В основном звонят люди среднего возраста, но иногда номер «горячей линии» набирают дети и подростки. Дмитрий вспоминает, как однажды разговаривал с девочкой-школьницей. У нее были проблемы в отношениях с родителями, не получалось наладить контакт со сверстниками – все навалилось в один момент.
– Взрослому, который смотрит на жизнь с высоты прожитых лет, это может показаться чем-то незначительным, но ребенок видит ситуацию иначе. Девочка не получала от родителей столько внимания, сколько ей было необходимо, – рассказывает психолог. – Наш разговор сводился не к нравоучениям, а к обсуждению того, что для нее действительно важно. Начинали с каких-то обыденных вещей, типа любимого сериала, и постепенно дошли до сути.
Скрытые угрозы
В основном набрать «170» подталкивают личные проблемы. Часто на звонок решаются из-за недопонимания в семье, причем неважно, размолвка произошла между супругами или поколениями, – все они переносятся тяжело. Последней каплей могут стать конфликты на учебе или работе. Ждут помощи от «горячей линии» люди, которые потеряли близкого, перенесли физическое или сексуальное насилие, страдают от зависимостей. Их выслушивают и подсказывают, к каким специалистам обратиться дальше.
– За время телефонного разговора все проблемы решить не удастся. Суть нашей работы в том, чтобы оказать экстренную психологическую помощь, поддержать человека в некий кризисный момент: уменьшить аутоагрессию, стабилизировать эмоциональный фон и отыскать внутренние ресурсы, – отмечает Дмитрий. – В среднем разговор длится около часа. Этого времени, как правило, хватает для обсуждения: мы не предлагаем готовых решений и тем более не принимаем их за обратившихся, не открываем какие-то «сверхистины». Поэтому, когда в конце беседы люди говорят, что сами всё знали, они отчасти правы. Наша задача напомнить о реальных и вполне выполнимых вещах.
Бывает, звонят по, казалось бы, абсолютно надуманному поводу вроде любимого платья, прожженного утюгом, или подгоревшего обеда, но это лишь верхушка айсберга. В ходе беседы выясняется, что беспокоит человека по-настоящему. Работа несколько осложняется тем, что психолог телефона доверия не видит собеседника и может опираться только на аудиальные характеристики: темп речи, громкость, интонацию – по ним и нужно определить состояние человека. Иногда за внешней бравадой скрывается глубокое отчаяние.
За годы работы наш собеседник не раз общался с теми, кто хотел покончить жизнь самоубийством, и отговаривал от этого шага. Специалист отмечает: для таких людей обращение на «линию» – это просьба о помощи. Если человек позвонил, значит, он сомневается и не принял окончательное решение. Важно понять его ценности и подобрать верные доводы в пользу жизни, которая в кризисной ситуации обесценивается. В некоторых случаях работники «линии» спрашивали адрес звонившего. К тем, кто соглашался его продиктовать, предлагали направить «скорую», и несколько раз медики выезжали. Однако чаще всего хватало беседы с психологом.
Уберечь себя
Сейчас появились звонки, связанные с коронавирусом: люди беспокоятся о здоровье – своем и близких, боятся финансовых проблем и того, что не могут планировать ближайшее будущее. Но, отмечает собеседник, большинство из них изначально подвержены тревожности и паническим атакам, а непростая обстановка в обществе обострила внутренние проблемы. Психолог уверяет: важно понять для себя, на что конкретно ты можешь повлиять, а потом либо действовать, либо отпустить ситуацию. Менять восприятие непросто, но при желании это реально сделать.
– Если чувствуете, что испытываете сильную тревогу или у вас начинается паническая атака, – сместите фокус внимания. Для этого существует достаточно простой и эффективный метод. Мы познаем мир с помощью осязания, обоняния, слуха, зрения и вкуса. Попробуйте по ним «пройтись»: перекатиться с носков на пятки, прикоснуться к себе и ощутить, что вот оно – мое тело, потом посмотреть, чем наполнена комната и что происходит за окном, послушать окружающий мир, взять что-нибудь в руки, ту же самую конфету, а потом съесть ее и ощутить вкус, – рекомендует Дмитрий. – Эти «уловки» помогут взять себя в руки и посмотреть на ситуацию уже под другим углом.
Конечно, работа психолога «телефона доверия» непростая и не похожа на задушевные разговоры на кухне. С одной стороны, нужно уметь слушать и не поддаваться эмоциям, а с другой – не превратиться в бесчувственный автомат, ведь человек на том конце провода ждет живую реакцию. Дмитрий отмечает: важно учиться «включаться» в процесс и выходить из него. Если что-то вызывает негативные эмоции, следует их «проработать» и понять причину. Такой анализ все расставляет по своим местам.
Елена КАЯЧ, 1prof.by [1]
Ссылки в статье:
[1] 1prof.by: https://1prof.by/news/obshhestvo-i-profsoyuzy/pomoshh-nuzhna-vsem-kak-grodnencam-pomogajut-perezhit-stress-i-spravitsya-s-perezhivaniyami/