Редакция газеты «Гродзенская праўда» готовится отметить юбилей и вспоминает самые яркие события в своей истории.
Осень 2008 года. Предложение главного редактора «ГП» Елены Бересневой взяться за сбор материалов для будущего музея истории газеты заинтриговало сразу. Идея показалась покруче всех ранее проведенных журналистских расследований. Елена Петровна сразу отметила: «Аналогов такого музея в республике нет…» А ровно через год, в день 70-летнего юбилея «Гродзенскай праўды», музей был торжественно открыт!
Музеи, архивы, библиотеки… Они помогли извлечь из недр хранилищ крупицы истории, сделать их осязаемыми, ценными экспонатами. С каким трепетом посетители нашего музея – молодые поколения журналистов и седовласые ветераны – всматриваются в редкие фото и документы осени 1939 года, перелистывают довоенные газетные страницы «Вольнай працы». И каждая строка газеты того времени дышит оптимизмом мирного созидания. Но война нарушила все планы. Областная газета стала подпольной. Издавалась в партизанских лесах, на трех языках. Было выпущено около 60 номеров. Газету редактировали Филипп Пестрак, Сергей Притыцкий, Степан Майхрович. Здесь печатал свои стихи под псевдонимом Гром известный поэт-подпольщик Михась Василёк, впоследствии много лет проработавший в «Гродненской правде».
Михась Василёк и Алексей Карпюк
Девять подпольных выпусков сохранились в Государственном музее Великой Отечественной войны в Минске. Их копии подарены нашему музею. И выяснилась интересная деталь: оказалось, что в нашей газете «Вольная праца» в 1939 –1940 годах корреспондентом работал Василий Стальнов. Одновременно он был и собкором газеты «Правда» по Белостокской области. А в 1944 году его назначили первым директором музея истории Великой Отечественной войны, которым Стальнов руководил до 1947 года.
Однажды мне поручили написать в газету статью о женщине – участнице войны. В городском совете ветеранов посоветовали встретиться с Любовью Ярыгиной. Едва я назвала издание, где будет опубликован материал, как собеседница меня удивила: «А я вашу газету в Липичанской пуще верстала!». Она и рассказала, каким сложным был тогда процесс – выпускалась газета в холодной сырой землянке. Не хватало шрифтов, деталей к печатной машинке, бумаги, краски. В любой момент мог поступить приказ о передислокации. Иногда в их типографию за листовками и газетами приходили комсомольские секретари Ольга Соломова и Антонина Цыплакова (Кондрашова). Случалось, оставались и ночевать в их землянке. О Любови Петровне есть рассказ в сборнике, который она нам подарила, сохранилась газета из 45-го. Тогда и пополнился экспонатами один из стендов музея.
В июле 44-го в освобожденном Гродно власти думали не только о хлебе насущном и разборе завалов. Среди документов, которые принесли в музей сыновья Георгия Цыбулько-Цветницкого, есть копия личного дела отца, заведенного 26 июля 1944 года. Накануне, рассказывали сыновья, его пригласили в обком партии и предложили включиться в организацию работы будущей редакции. К тому времени у Георгия был уже опыт работы в довоенной газете «Свободная Беларусь», выходившей в Гродно. Новым сотрудникам в разрушенном войной городе предстояло все начинать с нуля. А 22 октября 44-го увидел свет первый выпуск областной газеты «Гродненская правда». Она стала преемницей областной газеты, созданной в октябре 39-го, и носила порядковый номер 508. Редакция тогда размещалась на площади Ленина, 5. К сожалению, здание давно снесено. В 45-м редакция переехала в дом № 8 на улице Советской.
Известно, что первые номера газет подписывали в печать руководители области, ответственные партийные работники. В 1945 году первым послевоенным редактором официально был назначен бывший фронтовик Матвей Бугров, имевший опыт руководства районной газетой, работы в горисполкоме и облисполкоме. А до этого первые выпуски областной газеты подписывала в печать его супруга София Новицкая. Окончив курсы переподготовки в Москве, оставив детей временно на попечение матери, она въехала в освобожденный Гродно 16 июля 44-го, когда в занеманской части города еще были слышны взрывы и выстрелы.
Не каждая редакция может похвастаться работавшими в ней именитыми писателями, а у нас в разное время их – целая плеяда. С областной газетой связаны имена Филиппа Пестрака, Валентина Тавлая, Петра Макаля. Сотрудничали с послевоенной газетой известный дирижер и фольклорист Григорий Ширма, журналист и писатель Зинаида Бондарина, впоследствии заведующая филиалом музея Янки Купалы в Вязынке, сотрудница газеты «Лiтаратура i мастацтва», Александр Миронов, член Союза писателей СССР, почетный полярник страны, пять месяцев дрейфовавший на льдине вместе с челюскинцами в 1933 году.
Но самая притягательная для посетителей музея экспозиция, где представлены редкие фото и письма, книги и личные вещи народного писателя БССР Василия Быкова. Долгие годы в архиве газеты хранилось его личное дело (к сожалению, сейчас только копия), начатое 31 декабря 1947 года, закрытое 1 ноября 1971-го. Столько лет, за вычетом нескольких, пока служил на Курилах, он отдал нашей газете. Бывший фронтовик в редакции работал корректором, стиль-редактором, литконсультантом, публиковал военные рассказы. После редакции около восьми лет был секретарем областного отделения Союза писателей, в 1978 году переехал в Минск.
Почти тринадцать лет назад съемочная группа российского канала «Культура» снимала фильм о Быкове. Два дня они работали в Гродно. В нашем музее листали подшивки старых газет, цитировали писателя, снимали уникальные музейные экспонаты. Писатель Игорь Золотусский в сюжете напомнил, в частности, два знаковых эпизода из биографии Быкова. В самом начале войны 17-летнего Василия, отставшего от колонны отступающих, свои сочли за немецкого шпиона и уже вели на расстрел. Пожилой солдат, который должен был его расстрелять, пожалел парня и сказал ему: «Ты беги, а я выстрелю в воздух». Так и спас жизнь будущему писателю. А в 43-м тяжелораненый Быков попал в списки мертвых, его родители получили похоронку. Он выжил всем смертям назло, чтобы рассказывать свою правду о войне.
Редакция сохранила многочисленные издания Быкова и телеграмму, которую он прислал своим гродненским «правдистам» в связи с награждением газеты орденом Дружбы народов. Интересны копии его писем, написанные тезисы выступления молодого писателя перед творческой интеллигенцией. Среди экспонатов – переданные семьей писателя книга «Третья ракета», изданная в Болгарии, режиссерская разработка фильма «Обелиск», ценные документы, уникальные фото. Особенно дорога ручка с золотым пером, которой он писал многочисленные автографы, а может, и свои лучшие повести. В альманахе «Нёман» 1958 года можно увидеть иллюстрации писателя к своим произведениям.
Многие годы тесная дружба связывала бывших фронтовиков, писателей Василя Быкова и Алексея Карпюка. Вместе они работали в «Гродненской правде», дружили семьями, ездили на встречи в трудовые коллективы. Одну из таких встреч помнит автор этих строк. Тогда известные писатели посетили Луцковлянскую школу и учителя попросили меня почитать свои стихи. Всю свою жизнь помню ту оценку, которую дал мне Алексей Карпюк. Следующая встреча состоялась лишь много лет спустя. Накануне очередной годовщины воссоединения Западной Беларуси и БССР мы беседовали с Алексеем Никифоровичем, председателем областной писательской организации, в его кабинете в домике-музее Элизы Ожешко. А собирая экспонаты для музея газеты, посчастливилось побывать в квартире писателя, в царстве семейных книг и фотографий. Его дочь Валентина многое рассказала об отце и подарила музею редакции дорогие ее сердцу реликвии – его издания, документы, рукописи, фото, очки отца-писателя, одно из писем от первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.
Первый сборник поэта-подпольщика Михася Василька (Михаила Костевича) увидел свет в 1937 году (в нашем музее есть его копия). Две предыдущие книжки были конфискованы и уничтожены. В годы войны партизанский разведчик печатался в подпольных газетах и в нашей в том числе. После войны работал в газете в Скиделе, а в творческом 1948 году его пригласили в «Гродненскую правду». Был литсотрудником, литконсультантом, помог становлению многих начинающих поэтов Гродненщины. Ушел из жизни, не дожив до 55 лет.
Наша газета была стартовой площадкой для многих журналистов, ушедших из «ГП» в большую журналистику, известных в республике, в Советском Союзе.
Выпускник МГУ имени Ломоносова Александр Черняк, пройдя в газете в начале 70-х хорошую творческую закалку, уехал в Москву в аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, защитил диссертацию. В газете «Правда» прошел путь от корреспондента до первого заместителя главного редактора, стал профессором и долгие годы преподавал, вел аспирантов в своей альма-матер. В должности заместителя главного редактора журнала «Российская Федерация сегодня» приезжал в Гродно, был в нашей редакции, стоял у музейной экспозиции с его портретом, вспоминал, рассказывал…
Александр Черняк с супругой на берегу реки Неман
Шестнадцатилетний Виктор Солдатов служил в истребительном батальоне. День Победы встретил в Праге. Прямо с фронта приехал в Гродно искать родственников. Здесь и остался. Работал в редакции литсотрудником, заведующим отделом. Из Гродно уехал на учебу в Москву. Позже был собкором газеты «Известия» в Нью-Йорке и Вашингтоне.
Виктор Солдатов в Нью-йорке
Бывший сотрудник «ГП» Анатолий Дожин впоследствии был референтом Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации.
Александр Шабалин после «Гродненской правды» стал редактором журнала «Беларусь», Андрей Колос – редактором «Сельской газеты». Георгий Лысов был создателем и первым редактором газеты «Вечерний Минск». Известный гродненцам Фома Метёлкин – Валентин Жвалевский впоследствии работал в ЦК КПБ, заместителем главного редактора журнала «Вожык». Александр Акулик стал заместителем редактора газеты «Рэспублiка».
Журналиста Владимира Омелько коллеги из «ГП» в 1982 году провожали на должность заведующего сектором печати, радио и телевидения обкома партии, впоследствии Владимир Павлович много лет возглавлял управление облисполкома, курировавшее работу СМИ области. Вячеслав Баламут из «Гродненской правды» был приглашен на работу в обком партии, затем возглавил областной телерадиокомитет.
Бывший литсотрудник «ГП» Леонид Гуцаленко стал доктором философских наук, профессором кафедры социологии БГУ, автором учебников и книг по философии и социологии.
Музей «ГП» может похвастаться интересной и содержательной коллекцией часов. Сразу у входа – немецкие трофейные часы с боем, которые исправно отсчитывали редакционное время многие десятилетия. Ветераны рассказывали, что в старом здании редакции в годы войны размещалась немецкая канцелярия. У здания в 44-м сорвало крышу, выбило окна, а часы остались невредимыми.
Семья Валентина Жвалевского передала музею наручные часы, которые журналисту подарил коллектив «Гродненской правды», провожая коллегу в Минск, и огромные настольные часы, которые он получил в подарок от ЦК КПБ.
Семья бывшего редактора Василия Булая передала музею настольные часы отца, подаренные ему коллективом газеты в 1967 году.
Практически вся трудовая биография журналиста Фаины Хотим была связана с нашей газетой. На одном из стендов – целая коллекция ее наручных часов. Рядом с книгами Василя Быкова и Алексея Карпюка, подаренными ветерану войны, журналисту Анне Лебедевой – и ее наручные часы. Многие годы часы «Rolex» отмеряли время собкора областной газеты Ивана Лазуты, сейчас их можно увидеть в музее.
За активное освещение работы правоохранительных органов журналист Галина Стома была награждена именными часами УВД облисполкома, которые передала музею. Оригинальные настольные часы с письменным прибором передал музею сын писателя и журналиста Алексея Синилова. Сегодня они рядом с его боевыми наградами, написанными им книгами.
Привлекателен для посетителей необычайно огромный металлический будильник. Эти часы использовались в старой редакционной фотолаборатории, где каждая секунда играла в пользу качества газетного снимка. И это далеко не полный перечень часов сотрудников «ГП».
Посетители музея часто интересуются: какое отношение к выпуску газеты имеет салфетка, вязаная крючком более полувека назад? А ведь имеет! В 50-70 годы, когда в редакции стояли огромные телетайпы, важные сообщения из Минска и Москвы о съездах, пленумах, визитах могли приходить далеко за полночь и даже под утро. Вот дежурные выпускающие и ждали. Кто-то пытался вздремнуть за столом, кто-то читал книгу или щелкал семечки. Женщины чаще всего вязали или вышивали. Корректор газеты Людмила Габрукович, отработавшая в нашей газете пятьдесят лет, и подарила музею связанную в ночное дежурство салфетку.
К кобуре от пистолета Иосифа Лосминского присматриваются долго. И у этого раритета своя история. Иосиф Феликсович в далекие 50-е работал секретарем Лидского райисполкома. Шла коллективизация, орудовали банды. Стреляли по окнам активистов, не раз и его жизнь висела на волоске. Руководителю такого ранга положено было оружие. Так кобура и осталась на память о пережитом. Впоследствии Иосиф Лосминский работал начальником управления печати обкома партии, директором издательства. Рассказывал, что не одни ботинки износил, пока получил разрешение на строительство нынешнего здания редакции и финансирование. Руководил стройкой вплоть до расстановки мебели в новых кабинетах журналистов. Этому периоду он посвятил свою поэму «Моя стройка». Издал книгу «Мгновения жизни».
Бухгалтерские счеты тоже вызывают недоумение у молодых. Им невдомек, что посредством этих костяшек бухгалтер Юлия Петрова без малого тридцать лет начисляла зарплату и гонорар сотрудникам. В свободное от работы время она писала стихи, которые публиковались в журнале «Нёман» рядом со стихами известных поэтов. Кстати, ее супруг Алексей два десятилетия работал в редакции выпускающим.
Яркая оранжевая строительная каска с надписью «Сургутнефтегаз» осталась у журналиста Владимира Середы после одной из дальних командировок, а позже стала нашим экспонатом.
Древний музыкальный инструмент – окарина – в 30-е годы принадлежал поэту-патриоту Западной Беларуси Гальяшу Левчику. Потом перекочевав в частный музей бывшего слонимского собкора «ГП» Михаила Рылко. Коллега подарил окарину нашему музею.
Супруги Мозоль прожили вместе 65 лет. Таисия была первым руководителем народного университета рабселькоров в редакции, ее даже приглашали на Всесоюзное совещание в Москву поделиться опытом работы. Анатолий в «ГП» возглавлял сельхозотдел, пока партия не направила его руководить колхозом в Белянах. Впоследствии долгие годы был внештатным руководителем отдела экономики «Гродненской правды». В музейной экспозиции лежит объемный потертый блокнот. Это довоенный поэтический дневник Анатолия Александровича, начатый им в 1936 году, с которым он прошел всю войну. Сюда десятилетиями записывал стихи и афоризмы известных авторов, изредка добавляя собственную мысль.
С бритвенным прибором, переданным музею, донской казак, молодой политрук Андрей Соловьев не расставался всю войну. А рядом с экспонатом – книги, подаренные ему «с сердечной признательностью за первые уроки в жизни и литературе» от Василя Быкова, с которым связывала многолетняя дружба.
Монету 1635 года привезла в редакцию автор этих строк. Облачившись в резиновые сапоги вместе с «кладоискателем», выезжали на распаханное колхозное поле. И вот удача! Монета откликнулась звоном из глубины земли. Ну как было такую находку не оставить для будущего музея!
Больше всего изобилует раритетными находками экспозиция Михася Василька. Вот довоенный самодельный галстук, сотканный по образцу слуцкого пояса, вот чайник из его дома, интересные самодельные предметы домашнего обихода, которым около ста лет, учебник геометрии 1938 года.
Полковник Леонид Абабков много лет был активным внештатным корреспондентом нашей газеты. Его фактурное обличье привлекало создателей фильма, любивших снимать кино в Гродно, и ему не однажды посчастливилось сняться не только в массовке, но и в эпизодах. Во время службы он познакомился и долгие годы поддерживал связь со своим земляком Михаилом Шолоховым. Подаренное ему автором «Тихого Дона» и
«Поднятой целины» сувенирное «золотое» перо писателя теперь находится в музее.
Ссылки в статье:
[1] grodnonews.by: https://grodnonews.by/news/zhizn/85_let_vmeste_s_chitatelyami.html