В этот раз получилось так, как не ждали: впервые в истории проекта «Наши лучшие качества» не только мы побывали в гостях у главного героя, но и он сам заглянул в редакцию «Беларускай думкі». Как сообщает БелТА, один из лучших работников строительной отрасли, каменщик ОАО «Гродножилстрой» Александр Малафеев накануне профессионального праздника приехал в столицу на торжество, приуроченное к 30-летию Министерства архитектуры и строительства Беларуси. И признаюсь, искренне рады, что немного своего свободного времени он провел у нас.
Недавно, в конце июня, Александр тоже был в столице. Точнее, в Радошковичах (это в полусотне километров от Минска), на местном керамическом заводе. На площадке предприятия проходил отраслевой конкурс профессионального мастерства CeglarSkills «Лучший каменщик». В течение двух дней участники со всех регионов страны показывали свои навыки и возможности, порой по-хорошему удивляя зрителей, специалистов и… соперников.
Нужно было демонстрировать кладку керамических блоков и кирпича. Экспертная комиссия учитывала качество и скорость выполнения работ. Важная деталь: республиканский конкурс проводили по стандартам аналогичных международных состязаний, и его победители могут представлять нашу страну на подобных соревнованиях мирового уровня.
С заданиями участники справились. Лучше всех — Александр Малафеев, каменщик 4-го разряда ОАО «Гродножилстрой», одного из крупнейших в Беларуси предприятий индустриального домостроения.
— Пришлось выложиться на сто процентов и даже больше, чтобы добиться первого места, — рассказывает Александр. — Со мной соревновались очень опытные специалисты, нацеленные на победу.
Глядя на Александра в элегантном, стильном костюме, белоснежной сорочке и красивом галстуке, мысль о том, что он работает каменщиком, скорее всего посетит разгулявшееся воображение в последнюю очередь. Между тем в строительной отрасли молодой человек трудится ни много ни мало 12 лет.
С профессией Александр определился быстро, ничуть не сомневаясь в правильности своего выбора. Он вырос в обычной семье, где к физическому труду приучали с детства, и всегда считал, что быть рабочим не стыдно. Стыдно быть плохим рабочим. Вспоминает, как мечтал поскорее повзрослеть, стать независимым. Собственную траекторию жизни он смело и уверенно выстроил задолго до школьного выпускного вечера, посчитав, что самая что ни на есть земная, востребованная профессия принесет желанное ощущение взрослости и самостоятельности.
— Мама говорила: «Учись, сынок». Получается, не послушал ее, — на лице Александра появляется мягкая и теплая улыбка.
Он родился в Чечерском районе на Могилевщине. Когда был совсем маленьким, семья переехала на Гродненщину. В 2008-м в Песковцах Лидского района, где жили Малафеевы, открыли новую школу, и в восьмом классе Саша учился уже в красивом и современном здании. Признается, что звезд с неба не хватал, числился в крепких середнячках. Учителям не докучал. Одного раза, как он говорит, «достал веточку из вазона — вызвали родителей», хватило надолго. Видимо, посчитал, что негоже, если хочешь быть самостоятельным и ответственным, заниматься глупостями.
После школы отучился на каменщика в Лидском государственном профессиональном политехническом лицее. Но трудоустроиться не спешил. Кому-то это невдомек, но у Александра был свой план. По примеру друга-одноклассника он окончил автошколу местной организации ДОСААФ и сразу… заявился в военкомат.
— Пришел и сказал, что хочу служить, — вспоминает Александр. — На меня та-а-к смотрели… С удивлением — это мягко сказано.
Его потом многие спрашивали, зачем поторопился. Мол, время придет — призовут, а пока наслаждайся жизнью.
— Стремление было, можно сказать, свой жизненный пазл сложить: образование и профессию получил, требовалась армейская «дошлифовка», — Взгляд у Малафеева открытый, спокойный. — В моем понимании отдать долг Родине должен каждый уважающий себя мужчина. На конкурсе профессионального мастерства CeglarSkills «Лучший каменщик» экспертная комиссия оценивала качество и скорость выполнения работ
Срочную службу Александр проходил в Гродно. Присягу новое пополнение его части принимало в Брестской крепости вместе с новобранцами-пограничниками. Это был очень яркий и волнительный момент армейской службы, о которой у Александра остались только хорошие воспоминания. Парень окреп и возмужал, приобрел надежных друзей, стал более уверенным и волевым.
Армейская жизнь затянула настолько, что он захотел и дальше служить — в Лиде, по контракту. Подал документы — сказали «ждите». Но двух месяцев томительного ожидания его деятельная и целеустремленная натура не выдержала.
— Принял решение идти в лидский строительный трест № 19 работать каменщиком, — рассказывает Александр. — Вскоре перезвонили из части: все хорошо, приходите. А уже поздно — мне новая работа очень нравилась.
Он считает те три года, которые проработал в лидском стройтресте, очень важными в своем профессиональном становлении. Потому что, помимо хорошей теоретической базы, у каменщика, если он хочет стать высококлассным специалистом, должно быть очень много практики. И чем больше, тем лучше, уверен Александр Малафеев.
Как-то вместе с другом решили потрудиться на большой стройке в российском Калининграде. Перспективы казались заманчивыми, но Александр честно говорит, что не так работа притягивала, как Балтийское море, о котором он давно мечтал. Два года «совмещали приятное с полезным», но после очередной вахты решили остаться дома. Зазывали обратно в стройтрест, он и пошел туда по договору подряда, оставив для себя на всякий случай возможность для маневра.
Можно лишь гадать, как складывалась бы жизнь, кабы не одно интересное событие, которое если не перевернуло, то повернуло ее точно. Люди приземленные и прагматичные наверняка назовут это делом случая. Мне почему-то кажется, нашему герою тогда улыбнулась судьба.
В один прекрасный день Сашин друг загорелся отвезти своей девушке букет роз. Ехать предстояло в Белицу — от Песковцов до этого агрогородка 13 километров. Просьба друга для Александра — дело святое. На дядином мопеде молодые романтики отправились в путь.
— Сидели у магазина на лавочке под каштанами, я за компанию, — наслаждаясь моментом, Александр не спешит открывать карты. — Мимо шла девушка — высокая, красивая блондинка. Спросил ребят, как ее зовут, пригласил к нам. Вот с этого и началось: стал часто приезжать к Алёне, старался ей понравиться.
Свидания остались даже в браке: после учебы Алёна работала в Гродно кондитером на хлебозаводе, Александр — в Лиде, в строительном тресте №19. В 2016-м молодая пара узнала, что у них будет сын.
— Жена не хотела в Лиду, я не собирался в Гродно, — улыбается мой собеседник и, помолчав секунду-другую, добавил: — Победила любовь.
Не могу удержаться, чтобы не произнести тираду в защиту Гродно: милый, спокойный, комфортный город. Александр стоит на своем:
— В Гродно очень много суеты, даже доехать из одного конца в другой куча времени уйдет.
Заметив на моем лице ироничную улыбку, сразу догадывается, о чем я думаю.
— Ну да, в Минске совсем по-другому, — показушно-серьезным тоном произносит Малафеев. — А мне нравятся такие города, как Лида, где всё и всех знают. И что интересно: город небольшой, а друзей много.
Действительно, любопытное наблюдение! А может, дело вовсе не в масштабах города, а в самом человеке, с которым почему-то хотят общаться и дружить? Но решаю эту тему не развивать. Для меня ответ очевиден.
Семья Малафеевых: Александр, Алёна, Даша и Дима
В сентябре, как раз в День народного единства, будет шесть лет, как Александр Малафеев трудится в ОАО «Гродножилстрой». За это время он успел поработать на множестве объектов, крупных и небольших — всех не припомнит. Сейчас их бригада каменщиков занята на строительстве 16-этажного жилого дома на Фолюше. На бывшей территории воинской части «Гродножилстрой» возводит микрорайон, претендующий стать самым уютным и зеленым среди гродненских новостроек. Вблизи полноводная река Лососянка, а дома «вырастают» среди многолетних деревьев.
С высоты открывается интересный вид на строящийся микрорайон и окрестности. Но изучать местные красоты каменщику некогда. Во-первых, картина стала привычной глазу, а во-вторых, есть такое понятие, как план, который никто не отменял.
— На этом объекте мы кладем кирпич и газосиликатные блоки, — рассказывает Александр. — За смену — 50 блоков, каждый весом 30 килограмм. Посчитайте еще тяжелые ящики с раствором. После работы в спортзал уже не хочется.
— Предполагаю, каменщиком может стать не каждый, — осторожно замечаю я.
— Естественно. Каменщик обязательно должен быть сильным и выносливым, — говорит мой собеседник. — На спинку-то очень большая нагрузка, особенно без привычки.
Еще каменщик должен иметь хороший глазомер, чтобы все линии были строго вертикальными и горизонтальными, а конструкция получилась идеально правильной, без перекосов. Уровень (измерительный прибор. — Авт.), конечно, в помощь, но наметанный глаз мастера, особенно при кладке кирпича, — именно то, что необходимо в первую очередь. Устойчивое внимание и чувство времени тоже нужны.
Но если человек даже двужильный и с прекрасным глазомером, это не означает, что из него получится настоящий профессионал. По меткому выражению Александра Малафеева, «каменщик должен понимать, что он делает». Иными словами, нужно уметь читать чертежи, знать математику и физику. Обязательно постоянно развивать навыки и изучать новые технологии, тенденции в строительстве.
— Чтобы очень быстро подстроиться, — уточняет Александр. — День сидеть и думать, как сделать, — не прокатит. И вообще в нашей профессии очень много нюансов. Возьмем расклад стен… Из какого они материала, как будет вязаться арматура, что со стенами дальше собираются делать, лицевать или отделывать, — во всем этом каменщик должен разбираться, учитывать в своей работе.
На вопрос, считает ли он свою профессию творческой, Александр быстро и уверенно отвечает утвердительно. И приводит пример, как мне кажется, очень убедительный. Два года он трудился на реконструкции Старого замка в Гродно — «в историю хотелось записаться». Это был интересный и поучительный опыт. В отличие от большинства объектов, где рабочий процесс идет по стандарту, здесь довелось выполнять нетипичные, особенные варианты кладки, в частности стен.
— Сложнее, но зато интереснее намного, — улыбается Александр. Похоже, как и мечтал, в историю себя он «записал».
Тут мне вспомнилось, что на самом-то деле каменщик — очень древняя профессия. Ее история восходит к тем временам, когда первобытные люди жили в пещерах. Камень был первым природным материалом, из которого они строили жилище. Вспомним Стоунхендж, древний мегалит на юге Англии, египетские пирамиды, город-храм Баальбек в Ливане — удивительные, потрясающие творения инженеров и каменщиков далекого прошлого по-прежнему остаются загадкой для современников.
Профессия и через многие столетия остается уважаемой и востребованной. Хороший каменщик, как говорят в строительной отрасли, на вес золота.
— На первом месте, наверное, все-таки бетонщики. Потому что без них каменщики ничего не сделают, — с озорной улыбкой замечает Александр Малафеев. — Но даже если представить, что их не будет… Как говорил один наш уважаемый строитель, «ты — не каменщик, ты — специалист и должен уметь все».
7 августа 2024 года. Заслуженную награду Александру Малафееву вручил председатель Белорусского профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Геннадий Ляпунов. Дворец Республики
Но проблем со смежниками нет. В ОАО «Гродножилстрой» производственный процесс налажен четко. Все понимают, что зависят друг от друга и стараются не подвести.
В бригаде, где трудится Александр, 27 человек. В основном это опытные рабочие, молодежи мало. Но каждый понимает (на это нацелены все: от бригадира Валерия Федорова до самого молодого члена коллектива): здоровый микроклимат — важнейшее условие успеха. Потому что работа каменщика — это работа в команде.
— В одиночку ничего не сделаешь, даже план не вытянешь, — рассказывает Александр. — Люди у нас разной квалификации. Друг другу помогаем и словом, и делом. Нет такого: если кто-то плохо кладет, значит, надо его гнобить. Объясним, покажем, поможем.
Строящийся дом на Фолюше, где сейчас трудится Александр, с его профессиональной точки зрения ничем не примечательный: каменщики кладут здесь только кирпич и блоки. Но есть и другого плана объекты, на которых бригада возводит потолочные перекрытия, лестничные марши и площадки.
Спрашиваю, страшно ли работать на высоте. Александру приходилось класть стены и на 20-м этаже новостройки. Наверное, не очень-то уютно здесь на открытом пространстве.
— Нет, не страшно, — говорит Александр. — Но работа опасная, поэтому техника безопасности у нас на первом месте.
С директором ОАО «Гродножилстрой» Олегом Ушкевичем
Дома он как-то поделился впечатлениями. Внимательно выслушав папу, семилетний Дима воскликнул: «Я буду строителем!»
— Это же здорово, что для сына вы примером являетесь, — замечаю я.
— Он увлекается футболом, пусть лучше в нем совершенствуется. Может, Беларусь к тому времени по футболу на мировой уровень выйдет, — улыбается Александр. — Но сын сам определится, думаю. Наше дело — поддержать Димин выбор.
На этих словах я вдруг представил его самого в детстве — самостоятельного и независимого, трудолюбивого и мастеровитого.
В 11 лет он очень хотел велосипед. Но не стал у родителей клянчить деньги, их и так в семье не всегда хватало. Собрал самостоятельно двухколесное чудо из старых деталей и подручных материалов. Родителям осталось купить только камеры и покрышки.
Сейчас у Александра Малафеева задача куда масштабнее, чем в детстве, — построить дачу мечты своими руками. Участок под Гродно есть, а дома пока нет. То, что весь уют загородной жизни придется создавать с нуля, не пугает, а наоборот, раззадоривает. Для него это как вызов самому себе, проверка на прочность. К трудностям и преградам Александру не привыкать.
Продолжение здесь