Более сорока лет Светлана Вячеславовна идёт по педагогической стезе. Правда, путь в филологию она выбрала не сразу после окончания школы.
– У меня математический склад ума. Когда я училась в школе, точные науки были в приоритете, – отмечает Светлана Самохина, но тут же добавляет: – Во второй школе были сильнейшие филологи. Конечно, влияние этих педагогов на становление меня как личности не прошло бесследно. Но желания пойти по их стопам тогда не было.
После окончания школы поступала в «нархоз» (теперь – Белорусский государственный экономический университет), но не выдержала большой конкурс. Устроилась на работу в СШ №4 – тогдашний директор Борис Хиневич предложил мне работу лаборанта кабинета химии.
– С этого времени начался Ваш «роман» с педагогикой?
– Да. Бориса Михайлович считаю своим «крестным отцом» в педагогике. Он убедил, что мне нужно поступать в педвуз. Через год я стала студенткой филфака. Правда, после окончания вуза не сразу пошла преподавать: была пионервожатой, заместителем директора Дома пионеров. Но именно Борис Михайлович в очередной раз предначертал мою судьбу: «Пора тебе, Светлана, возвращаться в школу. В новом учебном году у нас освобождается ставка учителя русского языка и литературы. Приходи!». И я решилась.
– Какую педагогическую мудрость Вы переняли у своего «крестного отца»?
– Он всегда умел видеть перспективу. Борис Михайлович первым из директоров школ Сморгони «увидел» и создал профильные классы. А вскоре четвёртая школа приобрела новый, более высокий, статус – превратилась в гимназию.
Борис Хиневич владел многими секретами преподавания. Один из них: «Хороший учитель должен быть на один урок умнее ученика».
– Звучит многозначительно. В каком-то смысле это секрет любого большого успеха: когда психологи советуют двигаться к нему маленькими шагами.
– От Бориса Михайлович я всегда получала профессиональные советы и человеческую поддержку. Я ему благодарна за то, что работаю в гимназии. Сейчас здесь тоже созданы отличные условия и для учителей, и для учеников. Любая инициатива поддерживается. Помню, когда только стали появляться интерактивные доски, я пошла к Ирине Анатольевне Дурейко – и сказала, что хочу работать с новым оборудованием. В ответ услышала: «Хочешь – будешь». Вскоре в моём кабинете появилась интерактивная доска.
– Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». А чему можно поучиться у детей?
– Открытости, фантазии, умению видеть в привычных вещах что-то необычное, неожиданное – в этом я особенно убеждаюсь во время уроков русской литературы. И надо признать, что дети больше нас подкованы в вопросах информационных технологий.
– Если бы начинающий учитель спросил у Вас: «Как нужно относиться к ученику?», что бы Вы ответили?
– С уважением – к его желанию, трудолюбию, стремлению добиться чего-то в жизни.
– А что нужно для того, чтобы стать хорошим педагогом?
– Моя мама, очень мудрая женщина, говорила мне: «Для учителя важно уметь учить». Для этого необходимо любить свой предмет, знать его и любить объяснять. Терпеливо, долго, разными способами и методами. Мне всегда искренне хотелось всех детей научить. Поэтому использовала дифференцированный подход в обучении. Когда стала преподавать в математических классах, то пришла к тому, чтобы придумать многомерную дидактическую технологию. На уроках русского языка люблю использовать схемы, опорные конспекты.
С недавнего времени учащиеся полюбили (особенно это касается уроков литературы) создавать скейчноутинги – это своеобразные, яркие конспекты. Иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, разными элементами, помогающими структурировать, запомнить и осмыслить информацию.
– Вы требовательный учитель?
– Конечно! Но в процессе работы для меня важно создать такую атмосферу, в которой учащиеся чувствуют себя спокойно, не боятся говорить, высказывать своё мнение.
– И не бояться задавать вопросы…
– О! По этому поводу у меня «пунктик». Я люблю, когда дети во время моего объяснения темы замечают какие-то нюансы. Когда завершаю, прошу задавать вопросы, что-то уточнять. Внимательным и думающим учащимся «десяток» не жалею. Это мотивирует их слушать и слышать, вникать в тему.
– Олимпиадная деятельность – отдельная страница Вашей педагогической биографии. Когда появились первые успехи в этом направлении?
– Двадцать лет назад, когда моя ученица, девятиклассница Наташа Рапацевич, заняла второе место на областной олимпиаде. Мы с ней тогда так радовались! После этого и в 10 классе, и в 11 она оказалась в призёрах области.
– Потом были другие ученики и их победы на олимпиадах. Думаю, Вы назовёте с десяток имён Ваших подопечных, которые показали блестящие знания.
– Да, с десяток назову. Причём появились победы не только на республике. Евгений Котяк получил диплом І степени на Международной олимпиаде среди учащихся из стран СНГ и Балтии. Александра Дурейко – на олимпиаде школьников Союзного государства по русскому языку и литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» в личном зачете получила диплом ІІІ степени, а также специальный диплом ІІ степени – в конкурсе риторического мастерства.
– Какие профессии выбрали Ваши олимпиадники?
– В основном пошли в экономисты.
– И неудивительно, экономика считается гуманитарной наукой, а её изучение требует сочетания знаний из разных сфер профессиональной деятельности… А есть среди учеников продолжатели Вашего дела?
– Да, например, в первом выпуске, где я была классным руководителем, пять девочек поступили в педвуз именно на филфак.
– В какие моменты профессиональной деятельности получаете наибольшее удовлетворение?
– Когда урок проходит в виде активного диалога. Когда звонок прозвенел, а дети продолжают обсуждать тему, спорят, уходят с урока и продолжают активную беседу.
– Чего хочется больше: дать детям отличную теоретическую и практическую базу по предмету или научить их человечности?
– В первую очередь – привить воспитанность и культуру общения, поведения, а это в итоге равно человечность.
– Работа в школе – это большое напряжение. Как проходит Ваша перезагрука? Где черпаете новые силы?
– В кругу родных и близких. У меня два внука – старшему 12 лет, младшему – 5. Они живут в Минске, но мы общаемся по телефону, довольно часто видимся, мальчишки с удовольствием приезжают в Сморгонь и подолгу гостят. Сын и невестка тоже любят бывать у нас.
– Такие приятные встречи дают новый стимул к работе и приносят счастье?
– Конечно. Счастье – это когда всё хорошо в семье, на работе… И в этот момент хочется цитировать Ивана Бунина: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
Продолжение здесь [1]
Ссылки в статье:
[1] здесь: https://profobr-grodno.by/4024-vo-vsem-mne-khochetsya-dojti-do-samoj-suti