В ходе пятого Всебелорусского народного собрания, которое состоялось в июне 2016 года, широко обсуждалась Программа социально-экономического развития нашей страны на 2016–2020 годы. Учитывая важность этого документа, в июле Федерация профсоюзов разработала Комплекс мер по реализации в системе ФПБ основных положений программы, которые стали предметом широкого обсуждения в трудовых коллективах во всех регионах. Профкомы и администрации предприятий разработали и утвердили планы совместных мероприятий по реализации основных положений программы развития и Комплекса мер.
«На сегодняшний день мы проанализировали, как выполняются эти задачи в разрезе всех отраслевых профсоюзов. И надо отметить, многое в этом вопросе уже сделано», – отметил, выступая на IX Пленуме Совета ФПБ, лидер национального профцентра Михаил Орда.
В то же время, по мнению председателя Федерации профсоюзов, для выполнения положений программы в некоторых сферах требуется совершенствование нормативно-правовой базы. В связи с этим ФПБ будет инициировать возможность изменения законодательства.
«Это, например, касается пенсионного обеспечения. Также необходимо более четко на законодательном уровне определить вопросы оплаты социальных отпусков. Требуется решение вопроса предоставления гарантий на первом рабочем месте всем выпускникам учебных заведений, независимо от того, имеют они статус молодого специалиста или нет. И многих других вопросов», – продолжил Михаил Орда.
Одно из приоритетных направлений Комплекса мер содержится в пункте 6 «Финансовое оздоровление реального сектора экономики». Специалисты ФПБ на постоянной основе проводят мониторинг социально-экономического положения работников на предприятиях и в организациях всех форм собственности. Так, в 2018 году повышенное внимание уделялось вопросам применения контрактной формы найма. Рабочая группа Федерации профсоюзов выявила тенденцию к увеличению количества контрактов, которые заключаются на 1 год (их доля составила порядка 35%). Причем в некоторых организациях на таких условиях трудятся до 90% работников.
Эта ситуация идет вразрез с позицией Федерации профсоюзов, которая выступает за то, чтобы наниматель продлевал контракты с добросовестными работниками, которые не нарушают трудовую и производственную дисциплину, с их согласия на максимальный срок. При этом новый контракт следует заключать не менее чем на 3 года. Соответствующие нормы ФПБ предложила закрепить в новой редакции Трудового кодекса.
Важным для профсоюзов также является вопрос своевременной выплаты заработной платы работникам в полном объеме. Как известно, официальная информация о предприятиях, нарушающих сроки расчетов с работниками, аккумулируется в Национальном статистическом комитете и Департаменте государственной инспекции труда. Федерация профсоюзов ежемесячно проводит свой независимый мониторинг в организациях всех форм собственности, фиксирует случаи нарушения выплаты зарплаты и обращает на них внимание местных властей.
По результатам мониторингов профсоюзы помогают работникам вернуть положенные им средства, которые были недоначислены и, соответственно, не выплачены.
К примеру, в текущем году специалисты Белорусского профсоюза работников здравоохранения выявили 12 случаев нарушений, связанных с невыполнением норм коллективных договоров (в 2017-м – 21), и вернули работникам свыше 36 000 рублей.
Повышенное внимание ФПБ уделяет и вопросу уплаты нанимателями за своих работников обязательных страховых взносов в государственный внебюджетный Фонд социальной защиты населения.
Одной из ключевых задач Программы социально-экономического развития Беларуси является повышение реального уровня всех видов денежных доходов жителей страны. Профсоюзы проводят работу по закреплению в коллективных договорах обязательства нанимателей по повышению доли оплаты труда тарифных ставок и окладов в среднемесячной зарплате работников (п. 45 комплекса мер «Рост реальных денежных доходов»).
Посредством «местных конституций» предусматриваются нормы об индексации заработной платы работников небюджетной сферы в порядке и на условиях не хуже, чем установлены для работников бюджетной сферы; а также иные меры, направленные на повышение уровня гарантий в сфере оплаты труда, в том числе с учетом положений Генерального и местных соглашений.