Как сообщает БЕЛТА, Гродненскому государственному университету имени Янки Купалы 22 февраля исполнится 80 лет. Сегодня в Гродненской областной филармонии состоится торжественное собрание и праздничный концерт. А 21 февраля в Международный день родного языка студенты и преподаватели университета напишут «Агульнаўніверсітэцкую Купалаўскую дыктоўку „Знайдзі сябе з намі”. В этот же день запланировано проведение интеллектуального турнира „Мой университет” и многочисленных студенческих акций и флешмобов. Во время акции „Нам — 80!” проведут игру „Купала-квест”. Интеллектуальное соревнование объединит представителей разных факультетов. Финальный этап квеста состоится на Площади университетского флага, где студенты примут участие во флешмобе и выстроятся в цифру „80”.
22 февраля пройдет II Фестиваль педагогических классов. Нынешнее мероприятие объединит учащихся педклассов не только из Гродненской области, но и со всех регионов Беларуси. Он проводится с целью повышения престижа педагогической профессии среди молодежи, а также выявления и развития творческих способностей у старшеклассников.
Среди событий, посвященных знаковой дате, — выставка картин преподавателей и студентов факультета искусств и дизайна „Майстры і вучні”, фотовыставка доцента кафедры журналистики Сергея Морозова „Воздушный Гродно”. Сегодня в университете откроют обновленную экспозицию Галереи портретов ректоров и профессоров университета.
В ГрГУ им.Янки Купалы 15 февраля прошел Съезд выпускников. В стенах Alma mater собрались люди, которые в разные годы учились в университете и именно здесь получали профессиональные знания, навыки и умения, позволившие им впоследствии стать успешными в выбранной сфере деятельности. Делегатами съезда стали более 200 человек.
Во время празднования 80-летия университета 19-20 февраля проходит международная научно-практическая конференция „Университет — территория опережающего развития”. Ученые из Беларуси и стран ближнего зарубежья обсуждают особенности функционирования системы образования в условиях цифрового общества, а также роль университетов в опережающем развитии. Состоялся круглый стол на тему „Цифровизация научной и образовательной деятельности”.
Гродненский учительский институт был создан 22 февраля 1940 года. На двух отделениях (белорусского языка и литературы, русского языка и литературы и физико-математическом) готовили учителей 5-7-х классов неполной средней школы. Сейчас ГрГУ им. Янки Купалы — один из крупнейших университетов в Беларуси: на 15 факультетах обучаются около 12 тыс. студентов.
В канун юбилея в беседе с корреспондентом БЕЛТА ректор ГрГУ имени Янки Купалы Ирина Китурко рассказала о роли вуза в жизни региона, а также о стремлении университета быть не просто в авангарде, а даже опережать события и задавать тенденции образования завтрашнего дня.
— Сегодня ГрГУ имени Янки Купалы не просто самый крупный из расположенных в регионах университетов, но и единственный многопрофильный, где сосредоточены все направления, позволяющие обеспечить подготовку кадров и выполнение научных проектов практически для всех отраслей экономики и социальной сферы области. Более того, свыше 90% выпускников остаются работать на Гродненщине.
Правда, мы не называем себя «региональным университетом»: все-таки ГрГУ имени Янки Купалы играет заметную роль в развитии образования и науки всей страны. Не буду голословной: Купаловский университет традиционно входит в топ-3 белорусских высших учебных заведений в независимых международных рейтингах.
Важен и тот факт, что университет участвует во всех передовых проектах министерства образования. В частности, мы стали первым нестоличным университетом, который вошел в экспериментальный проект внедрения модели «Университет 3.0».
— «Университет 3.0» — направлен на коммерциализацию научных разработок. Что делается в этом направлении?
— Если говорить о практической составляющей, то одна из форм работы — междисциплинарный подход к дипломному проектированию и подготовке диссертаций. Сегодня над созданием того или иного продукта трудятся студенты разных специальностей: от дизайнеров, например, до инженеров, с разной профессиональной лексикой, с разными взглядами на решение тех или иных задач.
Внедрение такого подхода было своеобразным экспериментом: важно было убедиться, смогут ли студенты работать в одной команде, найти общий язык. Опыт положительный. Если в 2017 году было всего два подобных проекта, то в 2019-м защищено уже свыше 20. Защита их публичная, с приглашением нанимателей, а также представителей организаций или предприятий, которых может заинтересовать конкретная разработка. Важно, что все эти междисциплинарные проекты имеют акты внедрения.
Впрочем, для успешной коммерциализации, внедрения разработок в практику важно создавать и реализовывать проекты, ориентированные в будущее. И ставка в этом плане делается на молодежь. Идей у них много, правда, молодых людей важно научить не просто генерировать идеи, а грамотно и правильно презентовать, продвигать и продавать их. Именно с этой целью в 2019 году в университете создана студия проектов и стартапов. Занятия проходят каждую неделю. Наравне со студентами участвуют в них и преподаватели университета.
Результаты есть. Если весной 2019 года на первый конкурс стартапов в университете было подано чуть более 10 заявок, то осенью прошлого года таких заявок было свыше 50! Выявить и помочь реализовать потенциал каждого — это одна из задач университета. Почему бы студенту к моменту выпуска не иметь уже готовый и работающий бизнес?
— И стать резидентом Научно-технологического парка университета?
— Научно-технологический парк дает для этого широкие возможности, в том числе и для становления малого бизнеса — льготное налогообложение и аренда площадей, сопровождение бухгалтерских услуг и даже менторская помощь. К слову, большая часть из нынешних резидентов — выпускники университета. Значит, мы все делаем правильно.
Интересно, что возможности парка уже сегодня ограничены по площадям. Впрочем, ситуация на контроле. Активно ведутся строительные работы второй очереди научно-технологического парка. Новоселье запланировано на этот год. В здании площадью около 6,5 тыс. кв. м для резидентов будут доступны 16 производственных помещений, свыше 10 офисов, плюс коворкинг-зоны, выставочный центр и современный конференц-зал с возможностями проведения переговоров любого уровня. Причем, часть площадей уже зарезервирована потенциальными резидентами.
— Течение жизни ускоряется. И теперь мы уже говорим о внедрении в Купаловском университете модели «Университет 4.0». В чем ее особенность?
— «Университет 4.0» — это университет нового типа. Он не просто выполняет задачи, которые формируют заказчики кадров, предприятия, общество, а становится субъектом экономики знаний, влияет на формирование потребностей. Если говорить проще, то не следует за модой, а сам создает условия для ее изменения. И в этом плане роль университетов будет только возрастать.
К слову, даже название международной научной конференции, приуроченной к юбилею, так и звучит «Университет — территория опережающего развития». Вместе с коллегами из других стран обсуждаем, какие необходимо предпринять шаги для реализации амбициозных задач.
— Внедрение новых моделей зачастую требует не просто оптимизации или создания обновленных подходов, но и коренной перестройки инфраструктуры, внедрения современнейших технологий.
— Действительно, говоря о роли, имидже, образе, задачах современных университетов, их ахиллесовой пятой называют слабость информационно-коммуникационной сети. Но это не про нас! Сегодня «цифра» для купаловцев — это стиль жизни. Ведь новые технологии позволяют не просто оперативно обрабатывать огромные массивы информации, но и освобождают сотрудников от рутинного труда, что дает возможность эффективно использовать их интеллектуальный потенциал.
В 2017 году университет стал единственным в стране обладателем грамоты Министерства образования «За внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс и управление университетом».
В 2019-м ГрГУ имени Янки Купалы начал реализацию еще одного амбициозного проекта — «Цифровой университет+». Он предусматривает широкий реинжениринг всех бизнес-процессов и внедрение на основе информационно-коммуникационных технологий новых бизнес-моделей управления университетом. Проект комплексный: он объединяет не только процесс управления, но процессы научные и образовательные.
В частности, образовательный портал университета дает широкие возможности коммуникации между студентом и преподавателем, другими студентами. В режиме онлайн видно, когда студент заходил на портал, какую литературу изучал, как готовился к тому или иному занятию. Такой подход, с одной стороны, экономит время преподавателя, позволяет ему разнообразить формы и методы работы, с другой — это дисциплинирует и стимулирует студента, помогает ему самому сделать процесс обучения интересным.
В 2020 году под ключ будет сдана цифровая приемная комиссия — одна из первых в стране. Абитуриенту сегодня необходимо поставить лишь подпись в договоре и заявлении, все остальное формируется автоматически. Даже о зачислении он узнает в режиме онлайн. Университет фактически берет на себя функцию формирования портфолио будущего специалиста, начиная от цифрового кабинета абитуриента и заканчивая цифровым кабинетом выпускника. Там собрано все — успеваемость, поощрения, победы в конкурсах, грамоты, научные достижения.
— Сегодня университету важно предложить абитуриенту специальности, которые будут востребованы в обозримом будущем. На что делают ставку в вашем вузе?
— Обновление идет непрерывно. В этом году предложим нашим абитуриентам сразу четыре новые специальности, в том числе, связанные с искусственным интеллектом, робототехникой и дизайном виртуальной среды. С прицелом именно на будущее формируется программа, составляются учебные планы.
С учетом изменений, которые диктуются жизнью, мы также внедряем дистанционное обучение. Проводить его в удаленном режиме позволяют возможности «Цифрового университета+». Студентам лишь необходимо будет приехать и сдать экзамены.
Кроме того, появится специальность по подготовке тренерских кадров в борьбе, легкой атлетике и игровых видах спорта.
— Уровень университета во многом оценивается по тому, насколько он популярен у иностранных студентов. Как выглядит и позиционирует себя ГрГУ имени Янки Купалы на международной арене?
— У нас заключено свыше 200 международных договоров о сотрудничестве с университетами Европы, Африки и Азии. Сегодня Купаловский университет является членом 13 международных ассоциаций, в каждой из них мы активно себя презентуем, работаем. О том, что нас знают, говорят различные международные рейтинги: в них, повторюсь, университет входит в число ведущих в стране.
Активно работаем и над диверсификацией экспорта образовательных услуг. В том числе за счет того, что предлагаем новые образовательные услуги. Сейчас, например, целый ряд образовательных программ реализуется на английском языке. Причем 14 из них — на второй ступени. Именно магистратура стала наиболее популярным направлением у иностранцев. Спектр специальностей различный — биотехнологии, лингвистика, туризм, международное право и даже строительство.
Расширяется и география экспорта. Сейчас в университете учатся студенты из 31 стран. Однако поиск новых стран-партнеров не останавливается. Надеемся, что и новое общежитие на более чем 1 тыс. мест, сдача которого в эксплуатацию запланирована уже в этом году, позволит диверсифицировать экспорт. Ведь бытовые условия также зачастую принимаются в расчет при выборе университета.
— Каким вы видите университет в 100-летний юбилей?
— О делах университета прежде всего говорят успехи его выпускников, сотрудников и студентов. Сегодня купаловцам есть чем гордиться, а к 100-летию, уверена, будет еще больше поводов для гордости. Потенциал для этого есть, ведь купаловцы — это люди, способные претворять в жизнь самые смелые и амбициозные идеи и задачи, не просто следовать трендам, а самим диктовать тенденции завтрашнего дня в образовании и науке и громче заявлять о себе в стране и мире!